Этиологическая роль

Привлекла к себе внимание клиницистов и концепция профиля «материнской личности», связывающая происхождение того или иного психосоматического заболевания у потомства с особенностями характера матери. Много общего с такими взглядами имеет генетико-конституциональная теория, согласно которой среди непсихологических факторов, имеющих отношение к этиологии психосоматического заболевания, ведущую роль играет наследственная конституция (Alwarez, 1951). У каждого человека имеется уязвимое место («ахиллесова пята»), обусловленное генетическим кодом,- утверждает лидер психоаналитического направления в североамериканской медицине Александер (Alexander, 1953).

Его точку зрения в наши дни разделяют и канадские психиатры (Wittkower, Warnes, 1973), хотя четких и достоверных фактов в пользу признания такого взгляда, если не принимать во внимание повышенную частоту (в 2-3 раза) некоторых психосоматических заболеваний (язвенная болезнь желудка и кишечника, болезни сердца и сосудов) у ряда поколелений одной и той же семьи, медицина многих стран мира пока не имеет.

Отмечается важная этиологическая роль и других непсихологических факторов, среди которых внимание клиницистов концентрируется на неблагоприятных социальных условиях (Halliday, 1948), на нарушениях жизненной ситуации (Wolff, 1950), на расстройствах коммуникаций (Ruesch, Bateson, 1951), на недостатках фантазии у лиц, подверженных психосоматическим заболеваниям (Maty §t al., 1963), и на некоторых других подобных моментах.

Wittkower делает акцент специально на культурном компоненте.

Этой проблеме посвящен и его президентский адрес, который он (Wittkower, Warnes, 1973) сделал на очередном форуме членов Международной коллегии психосоматической медицины в Амстердаме в 1973 г. Содержание адреса, с которым автор статьи имел возможность ознакомиться по печатной рукописи, любезно присланной Wittkower незадолго до начала конгресса, как раз и посвящается обоснованию важности культурного фактора в этиологии психосоматических болезней. В связи с этим им выдвигается и новый термин — «культурный стресс».