Формирование личности врача

В современных условиях огромное значение приобретают исследование социально-психологических и нравственно-профессиональных аспектов врачебной деятельности, построение и анализ закономерности функционирования систем: личность врача, статус, роль врача; врач — медицинский персонал — больной; социально-психологический анализ медицинских коллективов и структуры общения больных. Изучение закономерностей формирования нравственно-психологических качеств врача: социальной зрелости и нравственной воспитанности, мировоззренческой подготовленности и активного самостоятельного мышления, гражданской порядочности и всестороннего развития способностей — имеет особую актуальность. Сегодня врач должен быть не только специалистом, но и прежде всего полноценной личностью.

Современное общество вступило в эпоху научно-технической революции. Данный этап общественного развития характеризуется ускорением темпов, ритмов жизни: социально-экономических, производственно-технологических, культурных, научных, психологических.

Усложняются и дифференцируются различные формы жизнедеятельности людей, в силу чего возникают противоречия между биологическими особенностями человека и созданными в результате его преобразовательной деятельности новыми условиями среды, как справедливо подчеркивает Г. И. Царегородцев. Все это вызывает необходимость научного управления последствиями научно-технической революции, ибо «не человек ценой своего здоровья должен приспосабливаться к постоянно изменяемой, нередко бесконтрольно, среде, а последнюю нужно преобразовывать в соответствии с потребностями человека в обеспечении его здоровыми условиями жизни» .

В целях создания гуманизированной среды возрастает роль социально-гигиенического и санитарного прогнозирования в охране здоровья человека. Очевиден факт, что от стихийного приспособления человека к изменяющейся среде следует переходить к сознательно управляемой социальной адаптации.