Формирование мировоззрения

В существующей литературе мировоззрение чаще всего определяется как целостная система философских, социально-политических, экономических, нравственных и эстетических знаний, идей, взглядов на мир в целом, на место человека в мире и его познание. В этом определении упущен важный момент, а именно основой мировоззрения является отношение «человек и окружающий мир» с определенных социально-классовых позиций.

Это отношение имеет свою собственную структуру: познание, практическую деятельность, общение и ценностные ориентации.

Это отношение выступает как система, она носит нормативно-ценностный характер.

На наш взгляд, более соответствует истине определение мировоззрения как диалектического единства знаний, оценок, убеждений и ценностей, где социально-классовая ориентация является ведущим компонентом. Поэтому мировоззрение — не только обобщенная система знаний, но и мотив, определяющий деятельность, образ жизни и направленность личности.

Применительно к проблеме формирования мировоззрения у студентов-медиков и молодых специалистов представляет интерес изучение этого феномена в социально-психологическом и индивидуально-психологическом плане. В данном случае мировоззрение рассматривается как свойство личности, которое в ее общей структуре занимает важнейшее место.

Психологическая характеристика мировоззрения дана в работах психологов В. Н. Мясищева, А. Г. Ковалева, К. К. Платонова, Б. Д. Парыгина, В. С. Мерлипа, Л. П. Буевой, И. С. Кона и др. В целях воспитания следует знать динамику формирования мировоззрения.

Она такова: на базе различных потребностей, главным образом потребности в познании окружающего мира, в труде и общении, на основе общественных и познавательных интересов и на основе полученных знаний в процессе жизненной практики формируются различные представления, идеи, взгляды.

По мере формирования и развития личности знания приобретают все более систематизированный вид и в конечном счете становятся убеждениями, пройдя через личный опыт студента (побуждения, оценки, стереотипы, ценностные ориентации, жизненные позиции и т. д.). В убеждениях аккумулируются идеи, взгляды личности, проявляется активность, глубина, действенность мировоззрения.