Формирования оценок и взглядов

Итак, сформированное мировоззрение является показателем социальной, нравственной зрелости медика-специалиста. В современных условиях, по-видимому, нельзя успешно изучить проблему здоровья и болезни, не ориентируя врачей на комплексное изучение целостного человека на всех его уровнях.

Однако такой подход не нашел еще должного места в учебных планах медицинских институтов.

В практике преподавания, как правило, не хватает органической связи между теоретическими, клиническими и общественными дисциплинами.

Такого рода разрыв — свидетельство неразработанности в науке целостного представления о человеке. Это, во-первых.

Во-вторых, в преподаваемых дисциплинах до сих пор не определены четко аспекты: человековедческий, информационный, мировоззренческий, этический, социально-гигиенический, социально-психологический, медико-педагогический и т. д. Отсутствие целостного представления о человеке, а отсюда разрыв между дисциплинами порождают у студента-медика своеобразный вакуум. Студент при изучении новой дисциплины нередко задает законный вопрос: а зачем мне это нужно, что, например, дает мне исторический материализм, ведь не буду же я философом или социологом, а буду врачом-терапевтом.

Традиционное утилитарное представление о человеке вообще и однобокое понимание механизмов взаимодействия человек — здоровье — болезнь — все это отнюдь не стимулирует студента к выработке целого спектра нравственно-психологических качеств, необходимых современному врачу как полноценной личности. Следовательно, в медицинских вузах в большей степени, чем в других, ощущается острая нужда в разработке системы, которая бы могла стимулировать самообразование и самовоспитание студента как будущего врача.

Нам представляется актуальной разработка, с одной стороны, системы ориентации на комплексное изучение человека, с другой — системы научно обоснованных современных требований применительно не только к студенту, но и к абитуриентам и преподавателям института, не имеющим зачастую психолого-педагогической подготовки.