Оценивая состояние теоретических наук в середине XIX столетия, Ф. Энгельс писал: «Нельзя теперь взять в руки почти ни одной теоретической книги по естествознанию, не получив из чтения ее такого впечатления, что сами естествоиспытатели чувствуют, как над ними господствует этот разброд и эта путаница, и что имеющая ныне хождение, с позволения сказать, философия не дает абсолютно никакого выхода» . Хотя с тех пор, как были написаны эти слова, прошло уже более ста лет и человечество обогатилось выдающимися трудами К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина по материалистической философии, И. М. Сеченова и И. П. Павлова по материалистической трактовке психической деятельности человека, они не потеряли ни своей актуальности, ни своего значения и в наши дни, если рассматривать в историческом разрезе развитие теоретических основ психосоматической медицины в ряде зарубежных стран, особенно в США, ФРГ, Англии и Франции. Достаточно сказать, что только в 30-е годы нашего столетия психосоматическая медицина обрела «права гражданства» среди многочисленных дисциплин медицины, став на самостоятельный путь развития.

К этому времени естествознание уже располагало двумя фундаментальными учениями — о функциях головного мозга и психике.

Одно принадлежало русскому физиологу И. П. Павлову (1923,1924), а другое — австрийскому невропатологу и психологу Зигмунду Фрейду (Freud, 1922, 1923, 1925). Учение И. П. Павлова опиралось на точные, установленные объективным путем — методом условных рефлексов — научные факты и представления о работе головного мозга.

Это учение по своей методологической сущности полностью соответствовало принципам диалектико-материалистического учения, являясь, в частности, одной из естественнонаучных основ ленинской теории отражения.

Учение Фрейда было построено на абстрактных, не проверенных опытным путем и не контролируемых экспериментом представлениях о психике и на мифологизированной структуре психического аппарата («Я», «Оно», «Супер Я»). Основным методом познания нормальных и патологических явлений в головном мозге явился субъективный метод исследования — психоанализ; он же и был терапевтическим приемом при различных нервных и психических, а позднее и ряде соматических заболеваний.

Комментарии запрещены.