Изучение системы ценностей

Ориентации на ценности, особенно на высшие, носят внешний, формальный характер. Ценности осознаются на уровне знаний, представлений, но не входят в структуру личности.

По поводу ценностей человек может рассуждать, высказываться, однако деятельность по овладению ценностями отсутствует, поскольку овладение требует активности интеллекта и волевых усилий, мужества, самостоятельности. К сожалению, имеют место факты, когда некоторые молодые специалисты ориентированы на более доступные ценности материально-бытового порядка.

Подобного рода ориентации обусловливаются преимущественно материально-житейскими мотивами, соображениями мелкого житейского практицизма. Наконец, среди некоторых врачей встречаются личности, которые даже дезориентированы в отношении ценностей в силу низкого духовного и нравственного развития.

Для них характерно: неумение осознать диалектику общественного и личного, коллективного и индивидуального; налицо ущербность в социально-нравственном облике личности молодого человека.

У такого типа личности направленность имеет аморфный, импульсный характер, а в ряде исключительных ситуаций она может быть антиобщественной.

Итак, система ценностных ориентации должна являться ядром психологической структуры личности. Поэтому тип личности, по мнению И. С. Кона, характеризуется той или иной ценностной доминантой.

В ценностных ориентациях проявляется способность индивида к субъективации объективного, выявляются миропоииманиє, нравственные принципы, притязания, ожидания, идейные убеждения, т. е. то, что составляет содержание жизненной направленности личности. Изучая систему ценностных ориентации, мы тем самым изучаем личность врача как определенный социальный и нравственно-психологический тип. «Врач, как гражданин, человек не может полноправно жить, не признавая никаких ценностей.

Он постоянно должен аппелировать к собственной совести, соотносить свои поступки и дела с апробированными принципами общества»