В этом процессе именно врач должен осуществлять социально-гигиенический контроль, выступая как социальный работник, как социальный психотерапевт. Мы полагаем, что психогигиеническая подготовленность есть привилегия не только гигиенистов и психиатров, она обязательна сегодня для всех категорий врачей. Врача нужно вооружить знаниями в области социально-психологических наук, чтобы владеть стратегией и тактикой научного управления охраной здоровья человека и личностью пациента.

Прогрессирующий процесс специализации и дифференциации медицины, ее индустриализация и технизация — все это приводит к тому, что больной отдаляется от непосредственного контакта с врачом. С другой стороны, у врача на пути сближения с пациентом как с конкретной личностью стоят различные барьеры: медицинская техника, узкая специализация самих врачей и т. д. В медицинской практике нередки случаи, когда врач лечит не больного, а болезнь, не имея реальных возможностей глубоко и всесторонне изучить личность пациента.

Властное требование жизни таково: врач в повседневной практике должен уметь управлять личностью пациента.

В литературе можно встретить множество различных высказываний, афоризмов, пожеланий, призывающих видеть в больном человеке личность. Однако на практике только отдельные врачи, к тому же эмпирически, стихийным путем, более или менее реализуют давно известную истину.

Несмотря на то что большинство врачей субъективно стремятся реализовать этот принцип на практике, тем не менее отсутствие системы теоретических знаний в области социальных и психолого-педагогических наук и недостаточность мировоззренческой вооруженности являются своего рода препятствием для всестороннего изучения личности пациента.

Это, во-первых. Во-вторых, как следствие этого обстоятельства в структуре личности самого врача зачастую не все компоненты достигают оптимального развития.

Комментарии запрещены.