Критический обзор теоретических представлений в психосоматической медицине капиталистических стран

Судите сами: «Высокая частота гастро-дуоденальных язв у индусов может быть понята, если принять во внимание последние культурные изменения в Индии, где с отхождением от кастовой системы борьба за общественное положение стала обычной» (Wittkower, War-nes, 1973). Однако идейная связь культурного неофрейдизма с классическим фрейдизмом неразрывная, исторически сложившаяся и в системе классового общества прочно закрепившаяся.

Социальная среда для неофрейдистов, замечает Wells (1959), является только «декорацией».

И это особенно наглядно выступает, когда мы анализируем идейно-теоретические основы психосоматической медицины капиталистических стран. По-разному внедрялось учение И. П. Павлова и учение Фрейда в теорию и практику психосоматической медицины различных стран мира.

Если в Советском Союзе и в некоторых странах Восточной Европы психосоматическая медицина восприняла идеи и принципы павловского учения, то в Америке и Западной Европе в медицину проникли идеи и принципы учения Фрейда. Так в самых истоках формирования современной психосоматической медицины произошла резкая поляризация ее теоретических основ, которая сохранилась до наших дней.

Внедрение фрейдовского учения в психосоматическую медицину многих стран, особенно США, Канады, Западной Германии, Англии, Франции, Италии, Испании, Голландии, Швейцарии и Японии, привело к созданию множества разнообразных по смыслу и терминологии психологических и медико-биологических воззрений, концепций и гипотез, опубликованных в периодической прессе, в трудах международных конгрессов, в огромном количестве монографий и книг по психоанализу и психосоматической медицине. Теоретической основой большинства этих является концепция «бессознательного», а методологическим фундаментом психосоматических исследований — психоанализ.