Мы считаем, что заслуживают внимания следующие проблемы: во-первых, перевод мировоззрения из сферы созерцательной в сферу деятельную; во-вторых, необходим анализ социально-психологических механизмов перерастания знаний в убеждения; в-третьих, следует разработать принципы научного руководства процессом превращения передаваемых знаний в глубокие убеждения. Из психологии известно, что знания, прежде чем обрести форму убеждений, обязательно должны пройти через призму личного опыта студента, молодого специалиста, включая социальный, нравственный, интеллектуальный и профессиональный опыт.

А опыт находит свое выражение и аккумулируется в стереотипах, ценностных ориентациях, жизненных позициях и т. д. Поэтому есть необходимость в изучении распространенных стереотипов — как истинных, так и ложных — среди студенческой молодежи, в частности среди студентов-медиков, чтобы влиять на них в нужном направлении.

Немалый интерес представляет изучение стереотипов среди молодых специалистов, практических врачей. Стереотипы в мировосприятии и структуре мировоззрения занимают значительное место.

Однако в философской, социально-психологической и этической литературе недостаточно изучена роль стереотипов в духовном и нравственном становлении личности вообще и личности молодого специалиста в частности. Только в последнее время появилось несколько работ, раскрывающих природу стереотипов и их роль в формировании мировоззрения личности (А. Г. Ковалев, Б. Ф. Поршнев, Б. Д. Парыгин, Ю. А. Шерковин, П. М. Якобсон, В. А. Ядов, Я. Л. Коломинский и др.). Стереотипы не требуют глубоких знаний и развитого теоретического ума. Они легко усваиваются эмпириками, которые схватывают внешнее, броское, примитивное, преходящее.

Эмоциональная реакция индивида быстрее, непосредственнее, чем сознательное, самостоятельное, критическое, избирательное восприятие информации.

Комментарии запрещены.