Наблюдения за работой

Мы не ставим себе задачу дать исчерпывающие критерии типизации личности врача. Среди них наиболее существенным может быть направленность. Направленность есть своего рода генерализующее начало, охватывающее все сферы человеческой психики: от потребностей до мировоззрения и осознанного идеала.

Направленность есть ведущая сторона в социально-нравственном и профессиональном облике личности. Проблема направленности — это прежде всего проблема отношений личности к ценностям.

Направленность отвечает на вопрос, как объективные ценности приобретают для индивида личностный смысл, становясь внутренним достоянием личности. Содержанием направленности являются наиболее существенные отношения индивида к действительности, к обществу, к коллективу, к самому себе и т. д. По мере усвоения социального опыта в процессе деятельности эти отношения приобретают форму ценностных ориентации.

Ориентации есть система установок, система значений, через призму которых индивид воспринимает ту или иную ситуацию, выбирая соответствующий образ действия.

Совокупность ориентации обеспечивает личности определенный настрой. Ориентации, направленные на материальные и духовные ценности, имеющие объективную и личную значимость, мы называем ценностными ориентациями.

Среди иерархии ценностных ориентации важнейшее место занимают у здорового человека социальные и нравственные ценности, которые определяют характер человеческих отношений, а от последних зависит социальное и нравственное здоровье личности. Наблюдения за работой и образом жизни врачей дают возможность обозначить в обобщенном виде три уровня ценностных ориентации.

Врач внутренне сориентирован на разнообразные ценности (социально-нравственные, эстетические, профессиональные).

Ориентации на высшие ценности становятся социальными идейно-нравственными мотивами в деятельности врача.

Богатство ценностных ориентации является нравственно-психологическим условием развития социальной и духовной свободы личности врача и условием всестороннего изучения личности пациента.