О понятии «личность»

Личность — это человек как субъект переживания, познания мира и активного отношения к нему, проявляющегося в творческой деятельности. Переживание, познание и отношение являются атрибутами сознания и притом сознания, понимаемого не как нечто пассивное, а как активное, творческое, деятельное. Таким образом, личность — это человек как носитель сознания.

Это наиболее общее определение должно конкретизироваться в каждой науке, для которой личность — объект.

В частности, такое понимание личности, как будет более подробно показано ниже, вносит четкость в понимание ее взаимодействия с другими объектами, изучаемыми медицинской психологией.

Ведь, являясь человеком как носителем индивидуального сознания, личность тем самым является носителем и патологии сознания, а являясь носителем группового сознания, она не только индуцирует в себе явления типа паники и групповых галлюцинаций и даже психозов, но и межличностные отношения в системе больной — врач. Вместе с тем такое понимание личности предостерегает от свойственных истории отечественной психологии ошибок, имеющих общую причину в свойстве мышления — подменять целое одной его частью, но наиболее привлекающей внимание.

Так, в 20-х — начале 30-х годов нашего столетия, в период господства психотехники, опиравшейся на функциональную психологию, определение понятия личности сводилось к «профилю психических функций»: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, воля и т. д. С конца 30-х годов и в 40-х годах доминирующим стало понимание личности как приобретенного человеком личного опыта. В 50-е годы биологизация личности часто проявлялась в ее отождествлении с темпераментом как проявлением типа нервной системы, через который и только через который пытались понять любые другие ее свойства.

И, наконец, в 60-х годах, когда выявились попытки вульгарной социологизации личности, последняя стала нередко отождествляться только с ее направленностью и отношениями.

В каждый из указанных периодов был накоплен большой фактический материал, доказывающий бесспорное наличие взаимосвязанных подструктур.

Вместе с тем, следуя требованию диалектики и рассматривая личность во всех ее связях и опосредованиях, в ней надо выделять основные подструктуры.