Объекты науки

Последний вопрос в практике нередко вызывал, да и до сих пор иногда еще вызывает дискуссию: кто должен быть медицинским психологом — врач или психолог. Эти дискуссии вызываются непониманием предмета медицинской психологии и вообще того различия объекта и предмета науки, о котором идет речь. Напротив, этих дискуссий не бывает, если верно понимается основное положение марксистского науковедения: сущность науки определяется ее предметом.

Поэтому медицинской психологией может заниматься только тот, кто овладел ее предметом, а не только понял ее задачи и объекты.

Понятие «объект науки» относится к тому, что Ф. Энгельс назвал «объективной диалектикой», а предмет науки — «субъективной диалектикой». Объект науки — это отражаемое, а предмет науки — отраженное.

«Понятие „наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности — сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира» Предмет науки — это та система понятий, в которой она раскрывает специфическую сторону сущности изучаемых ею объектов. Предмет каждой науки специфичен, поскольку она изучает не весь объект в целом, а только определенные его стороны и взаимодействия.

Потому нет и не может быть двух наук с полностью одинаковым предметом, как не может быть и науки, не имеющей своего предмета.

Предмет психологии — это психика, раскрываемая понятиями: психическое отражение, психические явления, развитие психики, относящимися и к животным, и к человеку.

Понятия сознание, личность, деятельность относятся только к человеку. Этот предмет является общим для всех психологических наук, в том числе и для медицинской психологии, хотя в каждой из медицинских наук он имеет свою специфику.

Этот предмет рассматривается психологическими науками через общее, особенное и отдельное; в аспекте индивидуального и группового сознания; на разных этапах развития; в разных видах взаимодействия с физической и социальной средой и др.