Отсутствие целостного представления о человеке

Огромное значение в формировании такого рода ориентации принадлежит человековедческому циклу наук: социальной гигиене, психогигиене, социальной психологии, этике, медицинской психологии, медицинской педагогике. Среди названных наук особое значение приобретает медицинская педагогика как наука о закономерностях становления и воспитания полноценной личности врача. В настоящее время в системе вузов и научно-исследовательских институтов проблема создания модели специалиста высшей квалификации занимает одно из важных мест.

В частности, в медицинском институте необходимо иметь идеал подготавливаемого специалиста-врача, научно-технический прогресс и научное управление обществом, достижения медицины требуют перехода от стихийно-эмпирического проектирования подготовки врача к научно обоснованной системе на основании комплекса наук: теории управления, кибернетики, социологии, педагогики, психологии, этики, медицинской педагогики и т. д. Сама жизнь показывает, что большинство преподавателей медицинских институтов не имеют целостного, научно обоснованного представления о совокупности качеств, которыми должен обладать современный врач. Тем более студенты, не имея достаточного жизненного и профессионального опыта, имеют весьма смутное представление об идеале современного специалиста-медика.

Отсюда пассивность, «школярство» в учебе, вялость в общественной жизни и отсутствие стремления путем самообразования и самовоспитания выработать в себе необходимые качества, чтобы успешно выполнить свое высокое назначение.

Практика показывает, что значительная часть выпускников-медиков обладают минимумом теоретических и прикладных знаний, владеют некоторыми практическими навыками и умением лечить больных.

Но некоторые молодые специалисты еще слабо знают марксистско-ленинскую теорию, беспомощны в организационно-управленческой сфере, не знакомы с основами управления коллективом, не имеют достаточных знаний в области социологии, психологии, профессиональной этики.

Молодые специалисты кустарным способом, эмпирически, интуитивно постепенно вырабатывают качества, необходимые для личности врача.

Хороший врач — это прежде всего хороший человек.