Переходя к проблеме формирования личности

Мы отдаем себе отчет в том, что названные модели абстрактны. Разумеется, в реальной жизни имеется огромное количество промежуточных типов, сама врачебная деятельность есть процесс, а структура личности есть целостная динамическая система. Однако подобного рода типизация студентов-медиков и врачей должна быть необходимым элементом в воспитательной работе в медицинских вузах.

Учение о направленности, структуре ценностных ориентации дает возможность отнести свою личность к тому или иному типу.

Это, во-первых. Во-вторых, типология личности через систему ценностных ориентации позволяет врачу проникнуть в интимный механизм «психологической защиты» человека, зачастую испытывающего чрезмерное эмоциональное напряжение Преобразование систем установок в новые социально значимые ценностные ориентации — вот наиболее реальный путь устранения эмоциональных перегрузок и психологических конфликтов реальных личностей, которые еще не стали пациентами больниц.

Для решения проблемы типологии личности врача требуются усилия представителей различных наук.

Переходя к проблеме формирования личности врача, следует отметить, что существующая система подготовки медицинских кадров оправдала и оправдывает себя на протяжении многих лет. Медицинскими вузами нашел страны подготовлены сотни тысяч врачей, которые успешно выполняют свой основной долг.

Тем не менее система подготовки врачей не всегда и не совсем удовлетворяет требованиям научно-технической революции, научного управления обществом и научного прогнозирования процесса становления личности специалиста высшей квалификации.

Вряд ли вызывает сомнение истина: медицинский институт — это система, где осуществляется интенсивный процесс становления врача как полноценной, совершенной личности. На наш взгляд, именно это и есть главное звено во всей многогранной деятельности вуза.

В становлении личности молодого специалиста-медика нравственно-мировоззренческое воспитание имеет первостепенное значение.

А для того чтобы определить эффективные пути воспитания молодых специалистов-медиков, необходимо разобраться в самой природе, структуре, динамике такого сложного феномена, как мировоззрение. Нам кажется, целесообразно анализ проблемы воспитания студенческой молодежи начать с изучения особенностей мировоззрения и уровня их нравственной зрелости.