Применительно к проблеме формирования мировоззрения

Центральной задачей в системе коммунистического воспитания студентов и молодых специалистов является формирование научного мировоззрения. Каковы же его черты?

Научное, передовое мировоззрение базируется на системе научных знаний.

Оно характеризуется глубоким освоением принципов коммунистической идеологии, категорий марксистско-ленинской философии, диалектич-ностью в восприятии, понимании и оценке фактов, явлений окружающего мира, материалистическим взглядом в целом на мир, природу, общество и человека. Передовое мировоззрение развивается в борьбе со старым, отживающим, оно впитывает в себя все лучшее и прогрессивное.

Передовому мировоззрению присущ оптимизм, коллективизм.

Специфическими чертами научного мировоззрения являются: концептуальность, системность, обобщенность, универсальность.

Научное мировоззрение выступает как социально направленное ценностное сознание.

Оно является высшей формой проявления направленности личности. От содержания и уровня развития мировоззрения в большей степени зависят социальные и нравственные качества личности молодого специалиста.

Мировоззрение не исчерпывается только системой знаний: в его структуру входят ценностные ориентации, стереотипы, убеждения и т. д. Как показывают наблюдения, у некоторых студентов-медиков доминирует не столько сложившееся научное мировоззрение в строгом смысле этого слова, сколько элементы мировосприятия.

В личности подобного студента по отношению к миру зачастую преобладают ценностно-побудительные ориентации, чувственно-оценочные моменты над рассудочно-интеллектуальными.

В структуре их мировосприятия имеются различные взгляды, оценки, представления, нередко основанные на обыденном знании. Эти знания носят форму стереотипов, т. е. относительно устойчивых эмоционально-оценочных образований, усвоенных путем непосредственного общения и под влиянием микроусловий.

Мировоззрение ряда студентов-медиков носит созерцательно-абстрактный характер.

Это обстоятельство обусловлено уровнем учебно-воспитательного процесса, самим статусом студента, его отношением к ценностям.