Проблема убеждений

Каковы же пути формирования глубоких убеждений студентов? Во-первых, самим преподавателям-воспитателям и научным сотрудникам нужно знать структуру убеждений: убеждение в учебно-воспитательном процессе выступает как процесс, средство и цель, а в нравственно-психологическом плане — как свойство личности, как компонент жизненной направленности, как черта характера. Во-вторых, в учебно-воспитательном процессе главным звеном является личность студента.

Следует помнить, что студентами усваиваются не только знания как таковые во время лекций и практических занятий, но усваиваются различные стереотипы (истинные и ложные), нормы, традиции, ценностные ориентации, жизненные позиции, различные варианты жизненного пути. Надо расширить диапазон социальных ролей студента от пассивного субъекта информации до субъекта социального и научно-технического прогресса, от исполнителя временных общественных поручений до уровня лидера, общественника, личности социально активной, творчески мыслящей, проявляющей инициативу, самостоятельность, смелость в решении проблем.

А для этого нужно энергичнее во все звенья учебно-воспитательного процесса вводить самостоятельную работу студентов, обучение делать проблемным, стимулировать потребность к преодолению трудностей: в учебной, научно-исследовательской деятельности, решении социальных проблем.

Именно в убеждениях проявляется единство интеллектуальной напряяїенности, волевой активности, эмоциональной интенсивности, единство взглядов и дела, стремлений и поступков.

Благодаря убежденности мировоззрение из сферы созерцательной переводится в сферу практическую, действенную. Сформированное мировоззрение является показателем зрелости духовного и нравственного облика студента.

В психологии принято выделять несколько видов убеждений в зависимости от того, на какие стороны жизни они направлены: идейно-политические, философские, нравственные, эстетические.

В реальной жизни у конкретной личности они представлены в целостном единстве. В системе убеждений решающая роль принадлежит идейно-политическим видам, определяющим идейно-моральный облик личности студента и молодого специалиста, ее идейно-политическую направленность.