Психоаналитическая концепция

Именно психоаналитическая концепция, говорит французский психиатр Brisset (1959), лежит в основе подавляющего большинства современных психосоматических исследований. Ранее до него Weiss и English (1950) писали: «Никакой анализ в области психосоматической медицины не может быть предпринят без биологически ориентированного учения Фрейда». В таком аспекте написаны многие главы и в коллективных книгах: «Новейшее развитие психосоматической медицины» (Wittkower, Gleghorn, 1954) и «Психосоматическая концепция в психоанализе» (Deutsch, 1953).

Тот же мотив пронизывает и монографию «Философия психосоматической медицины», принадлежащую перу французского автора (Mucchielli, 1961).

Надо заметить, что такое направление научной мысли в зарубежной медицине является результатом не только пассивного внедрения фрейдовских психоаналитических концепций в ее теорию и практику, но и того, что сами представители американской и западноевропейской психосоматической медицины проявили чрезмерную активность и изощренность, чтобы туманные, во многом противоречивые мифологические гипотезы Фрейда заострить, расширить и перевоплотить в такие медицинские принципы, которые могли бы объяснить этиологию и патогенез самых разнообразных функциональных и даже органических заболеваний. На такую особенность внедрения фрейдизма в медицину впервые обратили внимание советские исследователи.

Психосоматическая доктрина выступает как одна из попыток превратить фрейдизм в теоретический стержень, в методологическую основу всей современной медицины.

Эта сторона фрейдизма хорошо выявляется при чтении фундаментальных трудов как американских (Jillife, 1939; Dunbar, 1948, 1954; Alexander, 1948, 1953, 1956; Alexander, Frensh, 1948; Wittkower, 1949; Kubie, 1950; Grinker, 1953), так и английских (Halliday, 1948; Klein, 1948; Ferenczi, 1955), французских (Seguin, 1950; Delay, 1960; Bugard, 1964) и швейцарских (Boor, Kunzler, 1963) авторов. Особенно широкое распространение получили концепции «конверсии на орган», физиологической регрессии, или символического языка органа («голос органа»), и концепции персонального профиля личности, или «констелляция личности», которая породила представление о язвенном, гипертоническом, бронхиальном и мигренозном типах личности.