Психосоциальная среда и кортико-висцеральный резонанс

Эти вопросы приобрели особую остроту в последние годы в связи с тем, что врачи-терапевты стали чаще, чем прежде, сталкиваться с различными соматическими масками невроза (И. А. Кассирский, 1970). Однако на примере язвенной и гипертонической болезней, распространение которых во всем мире за последние 35 лет приняло эпидемический характер, все больше и больше выявляется зависимость возникновения и развития психосоматических заболеваний от действия на психику травмирующих факторов, неблагоприятных условий социальной среды, биологическая адаптация к которым у человека сильно запаздывает. Наследственные же биологические особенности организма, которым зарубежные ученые (Alwarez, Alexander, Wittkower, Warnes) склонны придать ведущую роль в этиологии психосоматических заболеваний, в этой группе болезней, по мнению ряда советских ученых, не всегда и не во всех случаях играют определяющую роль.

Очевидно, эти болезни по своему происхождению, течению и исходу в большей мере, чем другие, определяются социальными моментами, что и оправдывает повышенный интерес исследователей (Lipowski, 1969; Henry, Stephans, 1970; Groen, 1970; Pflanz, 1971; Prior, 1971) именно к воздействиям социальной среды.

Рассматривая достижения практической медицины на протяжении многих веков существования и сопоставляя имеющийся в мировой литературе по этому вопросу материал с собственными наблюдениями, известный советский кардиолог Г. Ф. Ланг (1950) пришел к твердому убеждению, что этиологическим фактором гипертонической болезни является перенапряжение и травматизация эмоциональной сферы высшей нервной деятельности эффектами и эмоциями отрицательного характера.

По наблюдениям его клиники, этот фактор отмечался в 97 % случаев. Общей и основной причиной гипертонической болезни, как и язвенной болезни, также относящейся к психосоматической медицине, является повышенная нервно-психическая травматизация и чрезмерное психо-эмоциональное напряжение,- считал, опираясь на опыт Великой Отечественной войны, особенно на материалы, собранные в период 900-дневной блокады Ленинграда, видный советский терапевт М. В. Черноруцкий (1952).

В 92% случаев тяжелые психические травмы и длительное нервное перенапряжение отметила Т. С. Истаманова (1958) в анамнезе больных неврастенией, сопровождавшейся функциональными расстройствами внутренних органов.

Учащение случаев язвенной болезни и атипическое течение ее в военные годы отмечено и в других воевавших странах.