В широком смысле структура личности есть совокупность взаимосвязей между компонентами на разных уровнях (генетическом, функциональном, биохимическом, нейродинамическом, половозрастном, социально-психологическом, индивидуально-психологическом и т. д.). Причем связь между указанными подструктурами не прямая, как справедливо подчеркивает Б. Г. Ананьев, а сложно-разветвленная. В общей структуре личности аккумулируются все богатство общественных связей и отношений человека как социального существа, богатство социального и нравственного опыта, общественные ценности, знания, навыки, нравственные и профессиональные качества индивида. Однако следует оговориться, что пока еще отсутствует общепризнанное определение личности как целостно-структурного образования.

Немалый вклад в изучение целостной динамической структуры личности внес психолог К. К. Платонов. В данной статье делается попытка рассмотреть социально-психологический аспект формирования и воспитания личности врача и найти некоторые критерии ее типизации.

Проблема типологии личности весьма актуальна, но наименее разработана в социологии, психологии, этике и медицине, хотя в последнее время в философской и социально-психологической литературе возрастает внимание к данной проблеме. Проблеме социальной типологии уделяли большое внимание классики марксизма-ленинизма.

Уже в ранних своих работах К. Маркс и Ф. Энгельс отличали личность рабочего от личности эксплуататора, буржуа. В работах В. И. Ленина исследуется структура общественных отношений, вместе с тем даются яркие социальные типы личностей, которые выражают суть общественных тенденций, расстановку классовых сил и полярность политических позиций.

В. И. Ленин считал, что социальная типизация есть наиболее существенная характеристика личности. Следует иметь в виду, что личность есть субъект исторического процесса и определенный социальный тип. Каждая историческая эпоха порождает определенные социальные типы, а человек — дитя своего времени, общества и класса.

Комментарии запрещены.