Стереотипы в мировосприятии и структуре мировоззрения

Следовательно, чем выше образованность, осведомленность и сознательность студента, а равно и молодого специалиста, тем он менее предрасположен к восприятию стереотипов, он глубже и разностороннее видит истинную картину мира, независимо от внушающей силы стереотипов. Здесь особенно велика роль в развитии теоретического, концептуального мышления таких наук, как философия, социология, психология.

Наоборот, узкий, ограниченный кругозор, отсутствие элементарной начитанности и гуманитарной культуры, малый социальный и жизненный опыт, суженность ценностных ориентации, бедность ассоциаций — все это обусловливает у личности молодого человека преимущественно эмоционально-ограниченное восприятие мира. В становлении личности полноценного специалиста огромная роль принадлежит глубоким убеждениям.

Убеждения являются наиболее существенным компонентом в структуре сформированного мировоззрения. Проблема убеждений многогранна, она имеет целый ряд аспектов.

В психологическом плане убеждения есть знания, которые обрели эмоционально-волевой компонент. Какова динамика формирования убеждений на основе знаний?

Информацию, которую активно воспринимает индивид, надо принять, пережить, прочувствовать, осознать ее объективную значимость, а для этого должна быть сформирована потребность не только обогащаться новыми идеями, знаниями, но и потребность убеждать других.

В процессе перерастания знаний в убеждения огромную роль играют такие феномены, как побуждения, оценки, стереотипы, ценностные ориентации, жизненные позиции, опыт. Следует иметь в виду, что между знаниями и убеждениями есть определенная дистанция, так же как между имеющимися взглядами и реальным поведением человека.

Через побуждения и оценки реализуется выход знаний в практику, а потом они используются в повседневной жизни, где проверяется их значимость, истинность. Убеждением становятся те знания, объективная значимость которых соответствует актуальным потребностям личности.

Эти знания являются уже собственным достоянием личности как результат не только учебы как таковой, но и процесса самообразования, самовоспитания.