Между тем даже учебники детских болезней (в том числе и хорошие учебники по пропедевтике) почти не содержат в себе сведений о психических и эмоциональных особенностях детей в разные возрастные периоды, не имеют необходимых рекомендаций об этической стороне методики субъективного и объективного обследования маленького пациента. Мы много говорим в вузах о биологической стороне анатомо-физиологических особенностей детского организма и упускаем при этом крайне важное — психику и интеллект, эмоции в поведении ребенка (здорового и больного). Довольно скромные сведения получают студенты на педиатрических кафедрах медицинских институтов и об особенностях поведения, реакций, настроения родителей и родственников больного ребенка.

Неправильное этическое поведение студента нередко способствует ят-рогении, так как неосторожным словом, действием, поведением студент может нанести порой психическую травму матери или родственникам ребенка, а также и самому маленькому пациенту. Такая возможность оказывается вполне реальной, если учесть, что в ходе педагогического процесса ежедневно на педиатрических кафедрах медицинских вузов многие тысячи студентов вступают в непосредственный контакт со множеством детей и их родителей, выполняя функции кураторов, собирая фактический материал для написания историй болезни и т. д. Точно такая же возможность ятрогении сохраняется и после того, как студент становится врачом.

На настроение и мысли больного ребенка (и его матери) оказывает влияние целый комплекс факторов, среди которых на первое место следует поставить все же личность врача (или студента), его поведение и действия.

Следовательно, совершенствование (воспитание и самовоспитание) личности молодого врача или студента является обязательным условием высокой культуры и эффективности медицинского обслуживания населения на основе принципов врачебной этики и медицинской деонтологии.

Актуальность проблем медицинской деонтологии возрастает в связи с происходящим научно-техническим прогрессом, с быстрым и значительным увеличением объема и характера инструментальных, лабораторных и других специальных методов исследования больного.

Комментарии запрещены.

Рекомендации для больных
Лечение остеохондроза