Биография души

Между тем взаимоотношения врача и пациента имеют свои законы. Эти законы должны соблюдаться, и инициатором таких отношений должен быть врач. Это он должен настроить пациента и окружающих его лиц на свою волну и сделать их своими соучастниками во врачевании.

На этом пути лежит радость узнавания, всегда идущая от неожиданного хода. Тогда и получается сопереживание и контакт.

Добыть зерно истины на глазах пациента и окружающих — вот путь к взаимному уважению, заключающемуся в понятии «контакт», при котором междуврачом и пациентом образовывается климат доверия. Чем чаще врачу удается достигать такого контакта, тем богаче у врача, как говорят, его «биография души».

Последняя — нечто большее, чем просто биография: «Был там-то, усвоил то-то, стажировался там-то». Для «биографии души» огромное значение имеет способность сопереживания, когда болезнь пациента становится как бы личным делом врача. Кстати, небольшое замечание о душе.

Что такое душа?

Не надо этого слова бояться, так как в наше время, когда говорят, что у такого-то врача есть душа, то подразумевают не нечто мистическое, а просто способность сочувствовать человеку, попавшему в беду.

Сочувствие человека человеку, попавшему в беду, — факт, явление, категория не только этическая, но и вообще один из мощных двигателей культуры.

Вспомним некоторые афоризмы людей искусства, например, «Человечество выжило благодаря идее добра» (М. Цветаева); «Нет ничего сильнее доброты.

Доброта — мудрость сердца, могущая покорять самые неприступные жизненные вершины» (Бетховен).

Хорошо известно и такое изречение: истина, добро, красота — триедины. Вот почему для врача важна не столько и не только его эрудиция, а «биография его души».

Так что же нужно советской медицине: врач-специалист или общий терапевт? Ясно, что такая альтернатива не поможет правильному решению ни в отношении раскрытия сущности, ни эффективности врачевания.

Поскольку врачевание — диалектический процесс, то и ответ на поставленный вопрос сводится к тому, что нужен тот и другой. Иными словами, нам нужно такое положение, чтобы два противоречивых направления оставались не только не в «ссоре» друг с другом, а напротив, дополняли бы друг друга.

Достигнуть этого, по-видимому, можно путем соответствующей подготовки врачебных кадров.