Большие трудности

На последующих этапах своего развития психиатрия при изучении психических болезней стала шире использовать естественнонаучные методы исследования: физиологические, гистологические, патологоанатомические и др. Это дало возможность психиатрам глубже познать материальный субстрат ряда психических заболеваний и некоторые медико-биологические закономерности их развития. Такой подход способствовал отказу от ряда чисто созерцательных и декларативных положений, ранее существовавших в психиатрии, и позволил более научно и дифференцированно учитывать роль и место медико-биологических, психологических, этических и социальных факторов в возникновении и развитии того или иного заболевания, в реабилитации больного. Однако недостаточная полнота проводимых исследований, их разобщенность, функционализм в понимании психики в норме и патологии не позволяли всесторонне охватить болезнь и личность больного в их медико-биологическом, психологическом (личностном) и социальном аспектах.

Допускался психологический фетишизм при объяснении отдельных проявлений психики больного и методов воздействия на нее. В этом проявилась явная метафизичность и несостоятельность функциональной психологии для понимания клиники психического заболевания и реабилитации больного.

Большие трудности встречались непосредственно в жизни на пути по реализации идей реабилитации и провозглашаемых моральных принципов.

Многие обращения психиатров-гуманистов к обществу об улучшении участи душевнобольных, об удовлетворении их потребностей остались лишь словами, высказанными в духе фейербаховской теории морали. В связи с этим весьма современно звучат слова С. С. Корсакова о том, что «множество факторов, влияющих на распространение болезней, таковы, что ослабление их требует чрезвычайных усилий и часто коренного переустройства общественных отношений и условий» Приведенные мысли С. С. Корсакова служат хорошим ориентиром для понимания медицинских, социально-психологических и этических аспектов реабилитации больных в их взаимосвязи.