Большое внимание

П. П. Малиновский не оставлял без внимания профессионально-этические вопросы взаимоотношения врача и больного. Он говорил, что заботы врача о благе больных должны быть распределены одинаково между богатыми и бедными, знатными и простолюдинами. «Помните,- писал он,- что на вашем попечении нет ни баричей, ни вельмож, ни богачей, ни простолюдинов, ни нищих,- а есть больные; помните, что эти больные или не могут говорить за себя, или слова их никем не будут уважены, а следовательно, ответственность за таких больных лежит только на вашей совести; помните, что в руках в ваших судьба этих несчастных, действуйте как врач, как человек…

». В последующем замечательные традиции отечественной психиатрии были восприняты и продолжены И. М. Балинским, С. С. Корсаковым, Н. Н. Баженовым, В. П. Сербским, П. П. Кащенко, В. И. Яковенко и другими психиатрами. Развивая дальше естественнонаучный подход к пониманию природы психических заболеваний и принцип индивидуального подхода к больному, И. М. Балинский писал, что врач должен помнить, что имеет дело не с известным видом душевного заболевания, а с известным больным, не с меланхолией вообще, а с меланхоликом.

Большое внимание уделял он моральному (психическому) лечению, так как оно ослабляет болезненные явления и возбуждает правильную деятельность больных.

Ценным является то, что И. М. Балинский указывал на помещения в больницу спокойных больных, у которых слабо выражены болезненные проявления и они исправно выполняют свои обязанности в жизни.

Лучше, если врач будет наблюдать таких больных в семье, где для их ухода и лечения будет создана благоприятная обстановка. Наряду с этим И. М. Балинский указывал на вредные последствия как ранней, несвоевременной выписки, так и неоправданной задержки поправившихся больных в стенах больницы.

Его мысли о взаимоотношениях врача и больного во многом перекликаются с взглядами его предшественников. И. М. Балинский считал, что врач душевнобольных должен действовать как врач-философ.

Он должен обладать, кроме знаний в области медицины, «…

еще глубоким знанием ума и сердца человеческого, необыкновенною проницательностью, находчивостью и решительностью в своих действиях, необходимым хладнокровием, а также кротким, но твердым характером»