Будущий врач

Правда, и здесь скептик возразит, что все сказанное доступно гению. Но тогда возникает вопрос, кто гений? Ответ: в медицине тот гений, кто прозорлив.

Да и впечатление первого взгляда доступно не только гению.

Оно принадлежит всякому, кто любит свою работу, кто ищет, сохраняет способность к удивлению, зарождающему творческий процесс, и развивает в себе способность узнавать целое через деталь и мгновенно.

Что может заметить врач первым взглядом?

Какую-нибудь мелочь? Для хорошего врача нет мелочей, так как схватывая мгновенно мелочи, он думает о цельной личности, и тогда мелкие детали становятся существенными деталями.

Умение видеть целое через деталь врачу нужно развивать у себя.

И он это сознательно или бессознательно делает.

Таким образом он приобретает опыт, значение которого, особенно в медицинской практике, всеми решительно признается и ценится. Некоторые даже говорят, что в медицине, как и в политике, важен только опыт, теория — это лишь мечта.

Основа успешного врачевания — прежде всего опыт, а не память к заученному.

Будущий врач, несмотря на развитие техники, механики, математики, — это медик, в котором должны синтезироваться ученый, художник, философ и умелый, опытный ремесленник.

В этом единстве врач найдет способ понимать жизнь и личность человека со всеми его разнообразными сторонами. Чем больше дробится медицина, чем больше появляется узких специалистов, тем более четко появляется потребность у больного человека иметь дело с врачом широкого профиля типа участкового терапевта.

Вопрос об участковом враче и враче-специалисте весьма сложен, так как касается противоречивых ситуаций. Безусловно, врач-специалист в своей области имеет более высокую квалификацию, чем участковый терапевт, однако последний имеет некоторые преимущества: пациент перед ним более ярко и отчетливо выступает как цельная личность, постигнуть которую участковый врач и призван.

Личность же постигнуть может лишь врач, который сам обладает чуткостью, т. е. имеет неповторимую комбинацию знаний, опыта, чувств, мыслей, побуждений. Понятие личности никогда не было биологическим, но всегда — социальным, общественным, гражданским.