Человеческий организм

Учет значения целостности организма ведет к познанию качества. Числовой же порядок, т. е. количественные накопления, даже если они и безукоризненно собраны, не дает представления о качестве изучаемого. Ведь в природе наряду с миром количества существует и мир качества.

Последнее требует пристального внимания.

К изучению качества подошли математика и физика. Этот раздел называется топологией.

Современные физики утверждают, что мы живем в кривом мире, но занимаем в нем столь крохотный участок, что закономерности кривизны не успевают проявиться — их нельзя замерить. Топологом называют человека, который умеет видеть единство форм.

Он чувствует, прослеживает и утверждает в метафоре то глубинное сродство вещей, которое не схватывается формулами.

Известно, что машины прекрасно ориентируются в метрических свойствах пространства, но совершенно не определяют его топологии. Между прочим, художники всегда чувствовали в вещах свойства более глубокие, чем метрические и проекционные.

У художников есть свои средства и их немало. Одно из них — прямое и целенаправленное нарушение метрики.

Теперь мы знаем, общее нельзя сводить просто к сумме частей. У общего и частного есть и свои законы.

«Думаю,- писал М. Д. Миллионщиков, что даже когда удастся разгадать все молекулярные коды, все-таки останутся процессы непознанные, процессы общие.

Они более сложны, а может быть, напротив, более просты. Словом, они — иные и для своего изучения требуют подхода уже не молекулярного, не на уровне элементарных частиц, а своего — совершенно иного».

Нас привлекает также мысль академика М. А. Маркова о том, что нельзя понять строение материи, если свести ее к частицам, из которых построено вещество. В сущности он считает, что частиц нет, «все состоит из всего».

Само собой разумеется, наука идет вперед.

Появилось много всяческих достижений. Но, принимая во внимание аналитические достижения, клиницист не должен упускать из виду целостность, концепцию комплексности, концепцию систем в организме.

Именно подход к человеку как к сложному целому — вот что решает дело.

Удел клинициста — обращаться к синтезу, при помощи которого врач стремится понять происходящее в патологических явлениях больного.

Но при всем этом понять — это значит не только установить, что, например, Петру Петровичу плохо, но и почувствовать это.