Довольно пестры

Довольно пестры (с большими отступлениями от требований Государственной фармакопеи ) дозировки пенициллина и других антибиотиков, рекомендуемых в некоторых методических письмах, монографиях, научных статьях. Все это свидетельствует о недопустимом нигилизме в вопросах фармакологической деонтологии в педиатрии.

Назначение большого количества лекарств современным врачом получило название «фармакомания». Проф.

Б. Е. Вотчал в связи с этим говорил: «Сорокалетний опыт занятия клинической фармакологией заставил меня прийти к выводу, что лекарства надо назначать как можно меньше и только необходимые лекарства» В педиатрии актуальным является вопрос о введении больным детям различного возраста лекарственных средств через рот, внутривенно, внутримышечно и другими путями. Мы имеем ввиду, тщательное изучение индивидуальных реакций больного ребенка на процедуру введения лекарства, оценку сдвигов (немедленных и отсроченных), возникающих в организме до, во время и после введения в организм лекарственного средства.

Проведенные в нашей клинике исследования (Н. М. Левашова, Г. И. Колесниченко, А. А. Половинченко) показали, что многие дети не только раннего и дошкольного возраста, но и школьники дают заметные (а порой и резко выраженные) поведенческие и психические, эмоциональные и вегетативные реакции на подготовку и проведение процедуры внутривенного, внутримышечного и подкожного введения лекарственных средств.

Этим самым может создаваться неблагоприятный фон для действия вводимого в организм лекарственного средства, постепенно формироваться у ребенка негативизм к лечебным процедурам и всей больничной обстановке.

Между тем наблюдения показывают, что некоторые врачи уже в первые минуты поступления ребенка в стационар назначают неоправданно много лекарственных средств, вводимых путем инъекций даже в тех случаях, когда больной вполне может принимать их через рот (витамины, сердечные, жаропонижающие и другие средства). А ведь каждая инъекция для больного ребенка — это не только физическая травма (связанная с болью, а иногда и насилием, ибо ребенка приходится крепко удерживать при этом), но прежде всего травма психическая, эмоциональная.

Следует к этому присовокупить и боль, связанную с забором крови для лабораторных исследований и выполнением ряда других манипуляций (особенно в хирургическом отделении).