Этическая и деонтологическая роль слова

«В повседневной жизни, общаясь с людьми, писал С. Л. Рубинштейн,- мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы читаем его, т. е. расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющего внутренний психологический план. Это „чтение» протекает бегло, поскольку в процессе общения у нас вырабатывается определенный более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст к их поведению» . Конечно, врача-клинициста прежде всего интересует, как под этим углом зрения у больного формируется внутренняя картина болезни, как она соотносится с объективными закономерностями развития патологического процесса и, наконец, каковы пути позитивного воздействия на субъективную картину болезни и личность больного.

Это далеко не полный перечень вопросов, которые связаны с психосоматической проблемой и, в частности, с такими ее аспектами, которые раскрывают: 1) влияние психики на функции организма и ее роль в возникновении болезни; 2) влияние патологических изменений в организме на психику больного; 3) роль психических и социальных факторов на процесс лечения и социально-трудовую реабилитацию больных.

Указывая на важность разработки психосоматической проблемы в современной медицине, Е. И. Чазов пишет: «То значение, которое имеет личность больного для течения болезни, слово врача, которое может оказать серьезное влияние на судьбу больного,- все это продолжает играть первостепенную роль в правильной оценке болезни, в ее диагнозе и прогнозе, позволяет лечить не только болезнь и ее симптомы, а больного. Вот почему проблемы психосоматики, иначе говоря, проблемы влияния психики на болезнь и учета той роли, которую играют нервные процессы в развитии заболевания — традиции „нервизма», были и остаются ведущими в гуманной русской и советской медицине».