Фрейд или Павлов?

Именно такой аспект реформы и привел некоторых ученых к «объективизации» психосоматических исследований путем привлечения таких широко известных в современной нейрофизиологии и пейропатологии концепций, как теория Селье (Selye, 1960, 1971) о стрессе, Magoun (1961) о ретикулярной формации, Penfield и Jasper (1958) о центрэнцефалической системе, Mac-Lean (1955) о висцеральном мозге и теория Grodins (1966) и Adolph (1968) о биологическом регулировании. В ряде случаев при этом используются данные современной электрофизиологии и даже кибернетики, а иногда и некоторые принципы марксистской философии. Интересна в связи с этим и эволюция взглядов, которая произошла за последние 15 лет. Если ранее (Wittkower, 1960) речь шла о кризисе в психосоматической медицине, который угрожает самому ее существованию, то теперь с организацией Международной коллегии психосоматической медицины, президентом которой избран Wittkower, на международных конгрессах, состоявшихся в Мексике (1970), Аргентине (1972) и Голландии (1973), центральной темой являлись «Новые горизонты психосоматической медицины».

Такой коренной поворот в методах исследования и в путях развития психосоматической медицины капиталистических стран заслуживал бы самой высокой оценки, если бы он. произошел и в идейно-теоретическом аспекте.

Однако этого пока еще не видно. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, диалектико-материалистический характер которого в корне подрывает всю систему взглядов Фрейда и его последователей на медико-биологические проблемы, вызвало у прогрессивных деятелей науки восторг и одобрение.

Такая же реакция могла быть отмечена и у некоторых представителей психосоматической медицины Запада, полностью освободившихся от фрейдовских постулатов и целиком переходящих на позиции павловского учения, широко использовавших в своих психосоматических исследованиях метод и теорию условного рефлекса.

Так, швейцарский невролог Brun (1954) при трактовке начальной стадии патогенеза психосоматических заболеваний совершенно отказался от использования Фрейдовской концепции и осветил ее в духе учения