Изучение деталей

Именно поэтому рабское следование за точностью может быть ловушкой. Ибо наряду с точными расчетами существует еще мудрость, которая управляет процессами и явлениями, комплексными системами (с чем клиницист в сущности всегда имеет дело) и «направляет» их целостность в нужную сторону, необходимую именно в данный момент, в данный отрезок времени. Мудрость воспитывается опытом, тренировкой, сосредоточенностью и соответствием представлений врача с объективной действительностью.

Мудрость работает на совершенство клинических решений.

Медицина, тем более клиническая, в силу сказанного не должна полностью терять своего права на эмпиризм, мало того, ей надлежит в определенной мере охранять его хотя бы ради тех же наук.

Науки ведь тоже погибнут, если ученые вообразят, что весь мир заключен в их собственной логике и открытиях.

Они тоже должны дорожить миром эмпирическим, и это — один из путей к мудрости. Мудрость не есть заранее построенная схема.

И не всякая мудрость — плод всеведения, иногда она связана именно с умышленным ограничением знания.

Врачу-клиницисту нужно уметь иногда в ущерб переднему плану представить себе общие четкие контуры всей обстановки, всего окружения, чтобы рельефнее выступили детали отдельных важных явлений. Такую способность аккомодации чуткому врачу нужно у себя тренировать как всякий полезный навык.

Человеческий организм исторически развивается как целостное образование. Поэтому метод экспериментирования (т. е. изолирование тех или других механизмов), когда его начинают использовать при изучении функции целого организма, вряд ли приведет к надлежащему успеху.

Метод изолирования тех или иных механизмов друг от друга полезен и хорош при сборе первичных материалов, при подготовке только к широким обобщениям. Понимание же организма, его нервной системы, особенно биологического смысла, возможно лишь при синтетическом подходе, когда каждый из механизмов становится на свое место, образуя вместе с другими многочисленными системами нечто единое.

Только таким путем врач может прийти к истине, которая, следовательно, представляет собой некоторое интегральное целое, слагаемое из элементов, обладающих относительной ценностью.