Классический труд

На мой взгляд, сторонники кортико-висцерального направления вряд ли будут возражать против сотрудничества с представителями западной психосоматической медицины, поскольку объект изучения, научные цели и задачи самого исследования, не говоря уже о благородной, гуманистической основе любой отрасли медицины, являются действительно общими. Но такое сотрудничество возможно только на идейно-теоретической основе учения И. П. Павлова.

Об этом говорилось в моих прежних работах (И. Т. Курцин, 1965, 1973).

Это же самое я подчеркиваю и здесь, поскольку разногласия по этому вопросу имеют принципиальный характер.

Нельзя промолчать и по поводу утверждения о том, что эмоциональный конфликт и все то, что связано с эмоциями и эмоциональными состояниями, может изучаться исключительно на человеке.

На мой взгляд, это положение неверно.

И. П. Павлов утверждал, что основы высшей нервной деятельности едины как у высших животных, так и у людей1.

То же самое можно сказать и о физиологических основах эмоций. Различны лишь вызывающие их этиологические моменты и эмоциональная, чувственная окраска.

У человека главенствующее значение имеет слово с его смысловым содержанием, но реализация словесного раздражителя в эмоциональной сфере идет по тем же каналам и физиологическим механизмам, по которым осуществляется реакция систем организма на действие факторов внешней среды.

Поэтому не только оправдано, но крайне необходимо изучать эмоции и эмоциональные конфликты (сшибки, стресс) в эксперименте на животных.

Классический труд выдающегося американского естествоиспытателя Cannon (1927) «Физиология эмоций», на который в последние годы часто ссылаются сторонники западной психосоматической медицины, представляет собой изложение итогов экспериментов, выполненных главным образом на кошках и других лабораторных животных. Американцам же принадлежит и большой обзор мировой литературы по экспериментальным исследованиям эмоций и эмоциональных состояний (Gellhorn, Loofbourrow, 1967).

Следует вспомнить и о том, что наши современные знания об эмоциях в значительной степени расширились благодаря замечательным опытам, проведенным американскими физиологами Olds (1958) и Delgado (1967) на крысах, обезьянах и быках с вживленными в мозг электродами.