Клинический эксперимент

Никакие соображения общественной пользы, однако, не могут морально оправдать эксперимент, если он наносит существенный ущерб здоровью испытуемого. На наш взгляд, вопрос абсолютной безвредности эксперимента в точном смысле этого слова проблематичен.

В каждом отдельном случае требуется квалифицированное заключение. С общих позиций, почти каждая диагностическая или лечебная манипуляция сопровождается определенной физической или психической травмой.

Даже обычное введение лекарств шприцем не лишено травмирующего момента и имеет известную меру серьезного риска. Поэтому суждение о том, что эксперимент должен быть абсолютно безвредным, по сути равно отказу от него.

Он лишен логики и смысла в настоящее время еще и потому, что широкая система профилактических мероприятий становится достоянием практики, несмотря на определенный процент осложнений, отрицательных реакций и т. д., которые не являются все же достаточным основанием для отказа от этих мероприятий. Безвредность клинического эксперимента следует больше понимать как нравственный идеал, как основную нравственную тенденцию, которой должны придерживаться медицинские работники.

Сама эта идея не отрицает происходящих в действительности колебаний.

Роль этических норм и научных рекомендаций состоит в том, чтобы конкретизировать общие рамки и потребовать от врача умения ориентироваться в научной и нравственной ситуации в каждом конкретном случае, предоставляя ему свободу выбора соответственно возрастанию ответственности. Следует подчеркнуть одно из основных требований в экспериментировании врача: коллегиальность.

Она способна до минимума свести субъективность и субъективные ошибки и создает большие возможности для проведения гибкой тактики эксперимента несмотря на предварительный план. Коллегиальность создает также единственную возможность не допустить того или иного врача к проведению клинического эксперимента, если его цель определяется чисто субъективными интересами карьеризма, сенсации, жажды славы, геройства, амбицией, ложной демонстрацией личных способностей, которые не являются действительно нравственными мотивами и способны привести к печальному исходу.