Кортико-висцеральная теория

Кортико-висцеральная теория, как отмечалось многими советскими и зарубежными учеными, представляет собой синтетическую теорию, удачно объединившую в единое целое клинические наблюдения с экспериментальными фактами и вместе с тем открывшую большие перспективы для дальнейшего изучения клинико-фи-зиологических аспектов психосоматической медицины. Одним из таких направлений исследовательской мысли является вопрос об участии психологического компонента в кортико-висцеральной патологии. Подчеркивая зависимость возникновения вегетативно-висцеральных расстройств вслед за психотравмой, клиницисты вместе с тем отмечают, что не всегда кортико-висцеральные заболевания сопровождаются у человека расстройствами психической сферы, даже в тех случаях, когда в анамнезе болезни отмечается сильнейшая психическая трав-матизация, не всегда может быть четко отмечена корреляция между степенью вегетативных расстройств и психических нарушений по ходу развития болезни и в период выздоровления.

Если обобщить описанные в клинической литературе случаи психосоматических нарушений после психической травмы, то они могут быть представлены следующими тремя группами: Первая группа объединяет случаи, когда у больного имеются и психические, и вегетативные расстройства; вторая группа включает случаи, когда у больного отчетливо выражены психические расстройства, но отсутствуют вегетативные нарушения; третья группа объединяет случаи, когда у больного, наоборот, имеются вегетативные и отсутствуют психические расстройства. Любая схема содержит элементы абстрактности и гипотетичности.

Видимо, не лишена этих признаков и наша схема.

Как говорил И. П. Павлов по поводу сложно-нервных явлений, благодаря схематизации признаков мы можем идти вперед в объективном изучении предмета и в этом ее оправдание и смысл. Наша схема предусматривает возникновение упомянутых вариантов психосоматических расстройств не только в связи с психотравмой, т. е. с действием внешней, экстероцептивной сигнализации, но и в связи с различными воздействиями на мозг со стороны внутренней среды организма, т. е. с действием интероцептивной сигнализации.