Краткий исторический обзор

Для понимания первого аспекта необходимо учитывать общие закономерности развития нравственности. Мораль является не определяющим, а производным фактором развития материальных условий жизни общества.

В такой же мере это относится и к науке как одной из специфических форм общественного сознания. Возможность пересадки органов превращается в действительность лишь на базе определенных материальных условий: уровня развития производства, техники, всех других отраслей научного знания.

Цель трансплантации — замена утративших свои функции органов или тканей. Она есть совпадение общественного и личного интереса с научным и в общем плане не противоречит морали.

Соответственно материальным условиям в сознании ученых возникают цели, определяющие основные направления научных исследований.

Выбор, обоснование научной цели и особенно практическое применение результатов осуществляются в связи с различными системами взглядов: политическими, идеологическими, религиозными, моральными, эстетическими, правовыми.

Здесь и возникает противоречие, борьба между новым и консервативным, прогрессивным и реакционным.

Сам процесс дифференциации старого и нового в научных исследованиях зависит от системы моральных ценностей, базирующейся на классовых, групповых и личностных интересах и психологии. Особое место принадлежит классовой позиции, хотя ее и нельзя абсолютизировать.

Консервативные взгляды могут быть основаны отчасти и на традициях, личных соображениях, которые выдвигаются на первый план. Поэтому некоторое время могут получать отрицательную оценку даже перспективные исследования и открытия.

Таким образом, соотношение науки и морали неоднозначно и зависит от многих факторов объективного и субъективного характера. Известно, что в свое время английский врач, открывший эффективный метод борьбы с инфекционными болезнями, подвергался ожесточенным нападкам со стороны богословов.

Первые попытки применения эфирного наркоза в середине XIX столетия вызвали отрицательную реакцию французской академии, особенно известного физиолога Ф. Мажанди, который считал общее обезболивание безнравственным на том лишь основании, что у больных отбирают сознание и волю.

Только С. Д. Ларей предсказывал великое будущее этому методу.