Беседа врача с больным — это искусство, которое нуждается в постоянном совершенствовании. Оно требует от врача высокой профессиональной и речевой культуры, тонкой наблюдательности, самообладания, такта. Беседа врача — это не монолог, а диалог с больным и его близкими.

При этом врач воспринимается и оценивается пациентом и окружающими людьми не только как конкретная личность, но и как представитель советской медицины.

Особенно велика этическая и деонтологическая роль слова и профессиональных действий врача в сложных ситуациях, когда выполняется вызов педиатра на дом которыми так изобилует современная медицина (применение новых, иногда связанных с риском методов диагностики, лечения, операций, пересадки органов, реанимационных мероприятий и т. д.). В этих случаях больные и их близкие обостренно воспринимают не только сказанное и сделанное, но и жест, мимику врача, поведение обслуживающего персонала.

Все это для них становится многозначительным, важным. Здесь надо по лицам людей читать их переживания, мысли, зачастую улавливая это интуитивно.

Здесь нет готовых рецептов, здесь нужен профессиональный и нравственный опыт, без которого немыслим врач-гуманист.

Важное место в системе отношений врач — больной занимает общение.

Оно выполняет познавательные и коммуникативные функции.

В процессе общения более полно раскрывается внутренняя сущность здорового и больного человека, объективируясь в его речевой продукции, мимике и пантомимике, поступках и различных видах деятельности. Внешние проявления внутренней сущности человека воспринимаются и оцениваются другими людьми через призму их жизненного опыта и. ранее усвоенных нравственных, эстетических, ценностных норм и принципов.

Образы, понятия и представления людей друг о друге — это выраженные в субъективной форме их объективные признаки. Они позволяют целенаправленно планировать и осуществлять совместную деятельность людей, а также с той или иной степенью достоверности прогнозировать формирование личности и ее жизненный путь.

Комментарии запрещены.