Крупные центры комплексного лечения

Неумение и нежелание правильно использовать психическую сферу больного не способствует эффективности врачебной деятельности, вносит во взаимоотношения врача и больного стихийность, некомпетентность, создает у некоторых больных лишний стимул искать утешение и надежду у знахарей и шарлатанов, которые при всем невежестве порой искусно могут руководить психо-эмоциональным состоянием больных. Медицина как наука и практика должна освоить эту сферу и искоренить произрастающие на ней сорняки. Медицинская этика изучает широкий круг проблем отношений врача и больного с точки зрения их морального значения, вырабатывает и обосновывает моральные ориентиры поведения врача.

Она повышает чувство высокой ответственности за судьбу больного, независимо от уровня технизации и специализации, находя адекватные формы отношений для завоевания полного доверия больного. Деонтология в свою очередь разрабатывает рекомендации для отдельных специальностей, в которых общие принципы медицинской этики должны проявляться в форме, соответствующей конкретным ситуациям данной специальности.

Врачебная этика и деонтология возвышают личность врача.

«Личность врача во все времена оказывала, несомненно, огромное, иногда могущественное и даже решающее влияние на течение и на исход целого ряда болезней» Это положение не потеряло своего значения и в наше время бурного технического прогресса. Увлечение техникой и абсолютизация ее роли, так называемый техницизм, есть временное явление, возникшее в связи с развертыванием научно-технической революции и огромным повышением эффективности медицины.

В противовес «техницизму» медицинская этика и психология раскрывают большие возможности личностного фактора, который должен не противопоставляться технике или принижаться, а составлять с ней диалектическое единство и направлять технику по определенному руслу психологической и моральной целесообразности. Тем самым медицинская этика приобретает методологическую функцию.

Особое значение приобретает внедрение в практику здравоохранения принципов личностного, индивидуального подхода и коллегиальности, которые выступают антиподами од-носторонностей технизации, стандартизации и специализации.