Масштабы, глубина и ценность человеческой личности

Нравственно развитая личность — это та, которая осмыслила не только себя, свою натуру, свои интересы, простейшие соотношения добра и зла, но, что важнее и труднее, — свое отношение к миру и к людям, свою жизненную позицию, свои принципы, свою ответственность. Масштабы, глубина и ценность человеческой личности определяются не просто личной порядочностью, но и способностью отдавать себя людям и делу, высокими помыслами натуры, чувством гражданской ответственности, коммунистической партийности и принципиальности.

Врач имеет дело с нарушением гармонии, и такие нарушения, касающиеся личности другого «я», нужно выравнивать.

Для этого самому врачу нужно стоять твердо на своих позициях, быть собранным, отнюдь не теряя при этом гармоничности своего собственного «я». Это положение настолько тривиально, что не требует никаких добавочных аргументов. И суть не в том, чтобы доказывать истинность этого положения, а в том, чтобы достичь этого.

Врач получает общее и специальное образование.

Чем оно насыщеннее, тем лучше.

Но при всем этом одних специальных знаний для того, чтобы стать хорошим врачом, мало, даже при том условии, если полученные знания систематически наращиваются.

Но почему же так получается: человек учится, учится, а оказывается этого все еще недостаточно?

Дело в том, что наука в широком смысле слова не раскрывает врачующему медику всего смысла жизни.

«Рассудочная» наука оказывается неспособной открывать в человеке (пациенте) качества, благодаря которым он (больной) — личность.

Можно сказать еще так: молодой врач, окончивший медицинский вуз и продолжающий пополнять свои знания, — это «скелет», каркас. Ему предстоит обрасти еще «клиническим мясом».

Иначе врач не сможет обрести необходимого контакта с пациентом. В этом же контакте заключается и самая существенная часть врачевания.

У многих пациентов развивается тоска по ушедшему или недостаточно культивируемому «божественному» началу во врачевании.

Истинное «божественное» начало — не что иное, как «чудо» творчества, совершаемого на глазах и при участии самого пациента.

К сожалению, «контакт» с больным далеко не изучен и изучается еще недостаточно, очевидно, в надежде на то, что «чистая» наука заменит все, что нужно.