Методы изучений

Таким образом, кортико-висцеральная теория дала конкретное освещение одной из многовековых проблем психосоматической медицины — проблеме значения конституционно-наследственных факторов в этиологии и патогенезе психосоматических заболеваний. Экспериментальные исследования показали, что преимущественная или избирательная локализация болезненного процесса в том или ином органе или в той или иной системе органов (пищеварительная, сердечно-сосудистая, система крови) при общем неврозе находится в зависимости от функционального состояния органа или системы органов и его афферентно-сигнализационной службы в момент травматизации коры мозга. После перенесенного местного заболевания (воспаление) или чрезмерных и частых раздражений интероцептивного аппарата орган приходит в состояние повышенной реактивности (locus majoris reactivae) и пониженной сопротивляемости (locus minoris resistentio).

Не исключена возможность избирательного поражения органа и условнорефлекторным путем, что подтверждается опытами на животных и наблюдениями на людях.

Следовательно, природа избирательного поражения органа определяется не только генетическим кодом, как гипотетически утверждается многими психосоматиками, но и действием экстеро — и интероцептивных факторов на орган в постнатальный период жизни. Эти действия могут быть прямыми и опосредованными через гормональный аппарат.

Таким образом, кортико-висцеральная теория открыла новый аспект освещения важнейшей проблемы психосоматической медицины — причину «излюбленной» локализации патологического процесса в том или другом органе или системе органов висцеральной сферы при психогенной травме и развитии психического стресса.

Методом одновременного или параллельного изучения высшей нервной деятельности и функций вегетативно-висцеральных систем у одного и того же животного в условиях хронического опыта на протяжении многих недель, месяцев и даже лет была подмечена зависимость формирования патологии органа (гиперфункция, гипофункция, ареактивность) от движения и взаимодействия процессов возбуждения и торможения в корковых и подкорковых структурах. При этом обнаружен цепной характер реакции, в которой принимают участие как нервные, так и гормонально-медиаторные компоненты.