Международные и национальные этические кодексы

И хотя в этих кодексах и пособиях выставлено много правильных положений и бесспорных этических требований, по своему духу, отражающему идеологию капиталистического общества, они чужды нашей медицине и советскому врачу. Составители их нередко прибегали к богословскому обоснованию принципов врачебной морали и большое место отводили защите узкопрофессиональных интересов частнопрактикующего врача. Хорошо известны слова Карла Маркса и Фридриха Энгельса в «Манифесте коммунистической партии»: «Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она (т. е. буржуазия.

— С. Н.) превратила в своих платных наемных работников»Так писали классики научного коммунизма. А в наше время один из руководителей Американской медицинской ассоциации Ф. Дикесон говорил, что «врач — это фактически мелкий предприниматель, он продает свои услуги, поэтому и заинтересован в бизнесе, подобно любому другому, продающему свой товар».

Таким образом, за 125 лет со времени выхода «Манифеста» ничего не изменилось, лишь характеристика врача, работающего в условиях капитализма, стала более оголенной. Важно отметить, что в упомянутых зарубежных кодексах и этических правилах доляшым образом не освещены принципы деонтологии в научно-исследовательской деятельности врача.

Исключением служат вопросы медицинского экспериментирования на человеке; в большей или меньшей мере они затрагиваются почти в каждой из этих публикаций.

Как я уже указывал, Всемирной медицинской ассоциацией издан специальный проект «Кодекса этики экспериментирования на человеке». Этот вопрос с большой остротой обсуждается в зарубежной медицинской и общей печати.

Такое настороженное внимание легко понять, если учесть, что в ряде зарубежных стран и особенно в США исследователи используют заключенных, слабоумных (в том числе детей) для массовых опасных опытов. В своем сообщении я попытался показать, что экспериментирование на человеке — это далеко не единственный аспект деонтологии в научно-исследовательской деятельности медиков.

В советских условиях превращение человека в экспериментальную модель, в объект опасных опытов не имеет места.

Но другие вопросы деонтологии в исследовательской работе сохраняют свое значение и заслуживают большого внимания советского врача.