Мораль

Выделение в этике деонтологии обосновано исторически и по существу. Сам термин «деонтология» был введен в начале прошлого века английским социологом, теоретиком морали Бентамом. Проблема долга находилась в поле зрения многих философов.

Однако для них оказалось невозможным разрешить дилемму: долг — благо, так как они противопоставляли внутреннее стремление к добру и внешнее подчинение моральным законам.

С точки зрения коммунистической морали не существует противоречий между выполнением долга и добром. Выполнение долга человеком является в то же время благом для людей.

Долг — это отношение личности к обществу, в то время как законы морали вьіраяїают требования общества к личности.

Высокие моральные качества советского врача, врача социалистического общества, определяются всей системой советского здравоохранения, которая основана на нравственных принципах гуманизма, на беспредельной заботе о больном человеке. Эта система в отличие от медицины капиталистических стран предусматривает бесплатную лечебную помощь.

Это поднимает советских врачей на несоизмеримо высокий моральный уровень по сравнению с нашими зарубежными коллегами. Очень далек от идей гуманизма, например, регламент Салернской медицинской школы, в котором рекомендуется врачам заблаговременно заботиться о гонораре, взыскивать его, пока больной еще не поправился.

Пункты о гонораре имеются и во всех современных врачебных кодексах капиталистических стран, утвержденных Генеральной ассамблеей ММА. Бесплатная лечебная помощь, наоборот, осуждается.

Так, Восточно-Галицийский деонтологический кодекс решительно осуждает предложение бесплатной медицинской помощи, квалифицирует ее как способ «грязной конкуренции, базарной рекламы» Во Французском кодексе об обязанностях, правилах поведения и этике врачей, принятом в 1947 г., «отражаются частнособственнические тенденции, господствующие во французской врачебной среде…

Кодекс представляет собой юридический документ, ограждающий главным образом частные интересы врачей».