Наибольший интерес

Таким образом, требования к нервной системе подростка значительно возросли. Физическая акселерация сочетается с ускоренным интеллектуальным развитием. Вместе с тем, как отмечает А. Е. Личко, какая-то сторона психического развития все же не претерпевает акселерации.

В личности подростка остается много детского, социально незрелого. Акселерация, по мнению экспертов ВОЗ, вносит диссонанс в относительную гармонию физического и социального развития и созревания.

Большинство современных юношей и девушек 15-16 лет по своему физическому, в том числе и сексуальному, развитию соответствуют 18-19-летним молодым людям 20-30-х годов нашего столетия.

Однако их социальный статус остается прежним: до 18 лет они еще несовершеннолетние, возможности самостоятельного полноценного заработка еще весьма ограничены, среднее специальное и высшее образование завершается даже на год-два позже, чем у их сверстников 20-х годов.

Таким образом, возникают своеобразные «ножницы».

Физически подростки развиваются, опережая предыдущее поколение на 2-3 года, значительно быстрее созревают они и в половом отношении. Социальное же развитие их не только не ускорилось, но в ряде случаев даже удлинилось.

Родители нередко еще неправильно используют фактор материальной зависимости подростков от родителей, что порождает многочисленные конфликты, нередко приводящие к нервным срывам и асоциальному поведению.

Психиатрам, невропатологам и психотерапевтам постоянно приходится сталкиваться в настоящее время с подобными явлениями и пересматривать свои взгляды и методы лечебно-диагностической работы. Жизнь настоятельно требует пересмотра и ряда организационных форм работы в диспансерных условиях и стационарах.

Особенности акселерации подростков представляют интерес не только для психиатров и психотерапевтов, но и для педагогов, работающих в школах и профессиональных училищах. Врач-психотерапевт должен использовать эффективные методы лечебно-педагогического воздействия на больного и его личность.