Недостатки общей и медицинской культуры

Не всегда приходится держать в тайне от родных и окружающих заразное венерическое заболевание, если носитель его не соблюдает элементарных мер профилактики и становится разносчиком опасной инфекции. Интересы общества в таких случаях становятся доминантной в поведении врача.

Всем известны огромные достижения научно-технической революции во всех областях жизни современного человека, в том числе в области медицины.

Методы уточненной диагностики, дифференциальной диагностики, методы лечения многих болезней получили дальнейшее развитие в результате внедрения в практику достижений физики, химии, биохимии, иммунологии, электроники, математических исследований и др. Однако перед современным врачом встает особая деонтологическая проблема: предупредить влияние узкой специализации и инструментально-лабораторных методов исследования, как бы они не были точны и необходимы, на постановку диагноза. В противном случае диагноз может быть оторван от личности и целостного человеческого организма, что угрожает современному врачу оказаться в плену узкопрофилированного мышления.

Эта опасность особенно велика в проблеме профилактики болезней, т. е. в основной проблеме здравоохранения, ибо проблема профилактики требует диалектико-материалистической интеграции изучения личности и организма больного во всей сложности его взаимоотношений с социальной и экологической средой.

Явно недостаточное внимание врачей к проблемам профилактики болезней сегодня, вероятно, стоит в связи с узкой специализацией и господством инструментальных и лабораторных методов исследования в практике современного врача: они как бы отгораживают врача от больного человека. Между тем самый совершенный компьютер не заменит клинического мышления, как он не заменит и живого, душевного слова врача.

При столь высоких разнообразных требованиях медицинской деонтологии вообще и в условиях социалистического здравоохранения в особенности закономерно возникает большой и сложный вопрос: может ли любая девушка или любой юноша, поступившие в медицинский вуз в возрасте, когда они не успели еще хорошо узнать себя, свой характер и склонности, свое отношение к обществу, к народу и к будущему своему ответственному долгу, быть хорошими врачами.