Никакие соображения

Важнейшим предварительным условием клинического эксперимента является всесторонняя проверка метода на животных, чтобы убедиться в его безопасности (что не тождественно безвредности), а также предварительное осмысление всех возможных последствий, ближайших и отдаленных, для конкретных, подвергавшихся испытанию лиц и для общества в целом. Особую осторожность надо соблюдать в тех случаях, когда эксперимент может оказать прямое или опосредованное влияние на психику человека. Наконец, последнее положение общего характера должно выводиться из соотношения интересов общества, медицинской профессии и отдельного пациента, участвующего в постановке эксперимента.

Интересы развития медицины — это интересы общества. В одинаковой степени они являются также интересами каждого человека.

Но в эксперименте решаются конкретные задачи, которые могут не совпадать с интересами конкретной личности. В буржуазном обществе, где здоровье рассматривается в плане частной собственности и служит предметом купли-продажи, решающее значение отдается воле пациента.

Поэтому проблема нередко решается как частная договоренность между врачом и пациентом.

В социалистическом обществе такой подход является недопустимым. Общественная необходимость развития медицины составляет лишь общую нравственную основу клинических экспериментов.

Врач является проводником общегосударственных интересов и действует в духе принципов коммунистической нравственности.

Вместе с тем в основу эксперимента должны быть положены и интересы испытуемого лица, т. е. должна быть гарантирована его безопасность. Сам испытуемый может этого не понимать.

Поэтому врач и выступает как полномочный представитель, ответственный перед государством и обществом за цели, условия, мотивы и результаты эксперимента.