Однако реализация преимуществ социалистического общества в области здравоохранения зависит не только от объективных условий, но определяется и субъективным фактором. Он включает в себя уровень развития сознания и самосознания личности медицинского работника, его профессиональные знания и опыт, общую этическую и эстетическую культуру, жизненную позицию и систему ценностных ориентации и установок и т. д. В повседневной медицинской практике врач имеет дело со здоровыми и больными людьми.
Они обращаются к нему за медицинской помощью и советами по поводу своего здоровья, болезни, быта, трудовой деятельности и по другим вопросам, связанным с сохранением здоровья.
В процессе этих контактов происходит их первая взаимооценка.
Врач прежде всего оценивается пациентом по его общей и профессиональной, этической и эстетической культуре, такту и другим признакам. В свою очередь медицинский работник оценивает пациента не только как объекта медицинской практики, но и как субъекта с определенными личностными свойствами и социальными ролями.
Таким образом, в систему отношений и взаимоотношений вступают не просто специалист по медицине и нуждающийся в его помощи безликий пациент, а две личности с определенным жизненным опытом, социальным статусом, со сложившейся системой мировоззрения, нравственными принципами и идеалами. Первое впечатление друг о друге, независимо от того, осознанно оно или нет, накладывает определенный отпечаток на характер их отношений и взаимоотношений в будущем.
Эти этико-психологические особенности человеческих отношений важно учитывать во врачебной практике.
В процессе ее они возникают, поддерживаются и изменяются. Лишь многократно наблюдая медицинского работника непосредственно в процессе деятельности, мы можем более или менее полно установить соответствие между его профессиональными и нравственными знаниями, опытом, убеждениями и поступками.