О принципиальных и непринципиальных разногласиях в психосоматической медицине

Причина расхождений, по мнению докладчика, состоит в том, что И. П. Павлов был физиологом-экспериментатором, поэтому его подход к решению проблем психики был чисто лабораторным, а метод — строго объективным, тогда как Фрейд был клиницистом, поэтому его подход и метод психоанализа были субъективными. Далее он сказал, что экспериментальными исследованиями К. М. Быкова, И. Т. Курцина и их сотрудников достигнуты большие успехи в выяснении роли экстеро — и интероцептивных связей в формировании нормальной и патологической функции внутренних органов. Эти данные и сделанные на их основе теоретические обобщения позднее были с успехом использованы в клинических работах А. А. Мясникова и В. М. Мясищева по гипертонической болезни, а также по бронхиальной астме и язвенной болезни.

Но несмотря на значительные открытия и на то, что наметились интересные пути исследований, в развитии кортико-висцеральной патологии стали преобладать экспериментальные изыскания на животных, тогда как психосоматическая медицина Запада продолжает исследования преимущественно на людях. Отсюда, по мнению Wittkower, и различие: сторонники фрейдовской психосоматической медицины решающее значение придают вопросу, «почему» возникают психосоматические нарушения, а сторонники павловской психосоматической медицины — вопросу, «как» возникают и развиваются кортико-висцеральные нарушения.

Таким образом, если первые делают акцент на этиологии, то вторые — на патогенезе психосоматических заболеваний. Кроме того, первые уделяют много внимания проблеме эмоционального конфликта, тогда как вторые ею пренебрегают.

По, несмотря на это, кортико-висцеральный и психосоматический методы, как они сложились в медицине Востока и Запада, ни в коем случае не исключают друг друга, а представляют различные аспекты одной и той же проблемы, являясь, таким образом, научно совместимыми. На этом основании Wittkower считает возможным объединение обоих методов и направлений в рамках психосоматической медицины.

В таком же плане эти вопросы Wittkower излагал и на заседаниях комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения в 1963 г.