Обучения на первом курсе

С самого начала обучения — на первом курсе — студент-медик должен глубоко осознать содержание «Присяги врача Советского Союза» как программу, которая должна осуществляться повседневно и выражаться: в добросовестном изучении всех учебных дисциплин, формирующих знания для будущей деятельности врача, ибо медицинские неграмотность и невежество сами по себе могут стать источником причинения иногда непоправимого вреда больному; в воспитании и развитии чувства долга и постоянной душевности в контактах с больными, их родными и близкими; в формировании самоконтроля, товарищеской помощи в работе и дисциплины в коллективе; в постоянном понимании общественной, нравственной ответственности за свои действия. К сожалению, нередко в доклинический период медицинского образования у студентов первых курсов нет еще глубокого понимания значения изучаемых ими теоретических предметов для предстоящего освоения навыков в диагностике и лечении заболеваний. Отсутствие цельности, определенной системности в формировании медицинского мышления в студенческие годы содержит в себе зачатки или даже источник для возникновения дефектов врачевания.

Это весьма убедительно показали В. В. Куприянов и Н. В. Воскресенский, когда они в книге «Анатомические варианты и ошибки в практике врача» «ставили целью показать только одну категорию причин врачебных ошибок, а именно причины, связанные с недостаточным знанием анатомии человека и в ряде случаев с пренебрежительным отношением к анатомической вариабельности». Это совершенно справедливое высказывание, без преувеличения, применимо к каждой дисциплине учебного плана первых курсов медицинского института.

В глубоком усвоении студентами знаний по изучаемым предметам, в понимании перспективы применения знаний в период клинического обучения ведущая роль должна принадлежать преподавателям.

Именно они должны предотвратить узко ремесленнический подход к изучению учебного материала, показать его значение в формировании врачебного мышления, в синтезе знаний, необходимых для диагностики и лечения.