Описание конкретных методов

Эти особенности необходимо учитывать при разработке индивидуального плана лечения больных, делая упор на методы, воздействующие главным образом на эмоциональную сферу, широко привлекая к лечебному процессу взрослых, окружающих ребенка, и прежде всего родителей, являющихся посредниками между ребенком и внешней средой. Наиболее сложным для проведения психотерапевтической и педагогической работы является подростковый возраст. Патологические процессы в этом возрасте отличаются пестротой болезненных симптомов, возрастных особенностей и патологических черт личности.

Большого внимания заслуживает работа с подростками. В настоящее время проблема «трудных» подростков (а ведь многие из них являются больными) серьезно занимает педагогов, психологов, социологов, юристов.

Помимо специальных изданий, проблема «трудных» подростков, «учеников с последней парты» широко освещается в газетах и журналах.

Авторитетными органами разрабатываются пути решения этих проблем. Бесспорно, все это рано или поздно принесет свои положительные результаты.

Но психотерапевта, кроме решения проблемы в целом, волнует судьба каждого конкретного подростка, с которым он работает.

Волнует не отвлеченно, а сегодня же, в данный момент. Для того чтобы правильно представить все трудности работы с подростками, необходимо познакомиться с основными особенностями подросткового возраста.

В период полового созревания происходит бурный рост организма подростка, все его органы и системы, особенно нейроэндокринная, работают с большим напряжением.

На центральную нервную систему в этом возрасте ложится большая нагрузка — как физиологическая, так и психологическая. Нервные процессы неустойчивы, возбуждение превалирует над процессом торможения.

Работоспособность неровная.

Долго заниматься однообразным делом подростку трудно, не хватает терпения, необходимо часто переключаться. Настроение неустойчивое, периоды бурного веселья сменяются часто немотивированной грустью, слезами, недовольством собой.

Все больше и больше проявляется тяга к самостоятельности.