Особенности акселерации подростков

Но не меньшее, а, может быть, большее значение имеют те особенности личности психотерапевта, которые можно определить как его мастерство — сплав опыта, профессиональных знаний, развитой интуиции и каких-то, по всей вероятности, врожденных особенностей характера: эмоциональности, способности к сопереживанию, артистичности, самоотверженности и терпения. Обладая этими качествами, врач может достаточно успешно вести психотерапевтическую работу, сочетающую врачевание и искусство. Перечисленные особенности отличают подлинного психотерапевта от врача, владеющего теми или иными психотерапевтическими методами.

Дети и подростки с точностью барометра улавливают наличие или отсутствие этих качеств и принимают или отвергают искреннее общение с врачом.

Для психотерапевтической работы с подростками пригодны все методы и приемы психотерапии взрослых, при одном обязательном условии — достаточном доверии больного к врачу. Для достижения контакта врач не должен допускать педагогических ошибок.

За каждым действием и еловом врача больной подросток должен чувствовать любовь к нему и заинтересованность в его делах и лечении. Важно быть справедливым, особенно при замечаниях.

При работе с коллективом больных подростков нам постоянно приходится сталкиваться с закономерными в какой-то степени жалобами на них со стороны санитарок, сестер, воспитателей. С выводами в этих случаях не следует спешить.

Персонал, воспитанный во многих случаях на взглядах и правилах психиатрических больниц, следует упорно и настойчиво перевоспитывать.

Этот важный процесс не менее сложен, чем воспитание и лечение больных.

Часто замечания взрослых оказываются недостаточно обоснованными и сплошь и рядом являются следствием недостаточного понимания персоналом состояния больных. В большинстве случаев в конфликтах повинны не больные подростки, а взрослые.

Важно добиться, чтобы записи в дневнике отделения правильно отражали факты. К сожалению, несмотря на многолетнюю, систематическую работу с персоналом, часто при предварительном разборе событий, записанных в дневнике, оказывается, что при правильном подходе к больным ряда замечаний в адрес больных можно было бы избежать.