Особой тонкости от врача

У нас создалось впечатление, что, за исключением асоциальных больных и больных с расторможенными влечениями, в большинстве своем подростки с нервно-психическими расстройствами инфантильны. Их сексуальное развитие претерпевает чрезвычайно сложный путь, отношения между полами складываются непросто и, конечно, играют очень большую роль как в правильном, так и в патологическом формировании личности. По всей вероятности, в связи с возрастными особенностями подростки чрезвычайно сильно страдают от своей неполноценности и вместе с тем не проявляют достаточной активности и настойчивости в процессе лечения.

Попытки сделать их активными помощниками в лечебном процессе чаще всего заканчиваются неудачей. Имеется вполне определенная тенденция — достижение положительного эффекта лечения ценой минимального усилия, минимальной затраты сил и времени.

Поэтому подростки очень податливы суггестивным методам психотерапии, к сожалению, не всегда дающим стойкий, длительный эффект.

Податливы подростки также групповым методам суггестивной психотерапии. Мы в большом долгу перед больными подростками за наше незнание, неумение быстро сделать их здоровыми, полноценными, счастливыми, за наше недостаточно активное желание создать необходимые условия для их выздоровления.

Мы предлагаем им упорный труд во имя выздоровления. И это тогда (это свойство возраста), когда каждая частица их души ищет радостной деятельности, рвется к свободе бытия и общения.

Методы коллективной психотерапии являются наиболее адекватными в подростковом возрасте, так как соответствуют воспитанию молодого поколения в нашей стране в духе коллективизма, высокой общественной сознательности. И хотя, как и во взрослой психотерапии, этот метод ставит перед собой задачу лечебного перевоспитания, активирования, переключения на новые жизненные цели, коллективная психотерапия подростков имеет свои существенные особенности, она теснейшим образом переплетается с коллективной педагогикой.