Отработка режима

Больные хорошо знают, что при повторном нарушении этого правила они могут быть выписаны из стационара или переведены в другое лечебное учреждение. За 6 лет было выписано 4 человека.

И хотя дружеские отношения между мальчиками и девочками и увлечения возникают постоянно, сексуальной распущенности или каких-либо перверсий в отделении не отмечалось. Отработку режима, структуры отделения, коллективной психотерапии и педагогики на первых этапах мы начинали на больных преимущественно с пограничными расстройствами.

В настоящее время нам удается удерживать в отделении любых больных, нуждающихся в психотерапии, за исключением больных с острым психотическим состоянием или с выраженной умственной отсталостью, расторможенными влечениями и асоциальными формами поведения. Удерживать их в режиме «открытых дверей» крайне трудно, и психотерапия как основной метод лечебного воздействия в отношении этих больных применяться не может.

Установленный режим и особенности медико-педагогической работы оказались эффективными для «пограничных» заболеваний (шизофрения с неврозоподобным и негрубо выраженным психопатоподобным синдромами и другие формы шизофрении в стадии неустойчивой ремиссии или ее формирования).

Приступая к лечебной работе с подростком, мы стремимся максимально использовать сохранные стороны его личности для возвращения больного к обычной жизни (учеба в массовой школе или ПТУ), т. е. добиться по возможности полной реадаптации и реабилитации, решение этой задачи требует тесного сочетания лечения с обучением больных по программе массовой школы.

Внедрение полноценного обучения прошло у нас ряд этапов. Вначале на штатные должности воспитателей мы приглашали педагогов-предметников, имеющих опыт работы в старших классах массовой школы.

Эти педагоги вели не только обучение, но и весь воспитательный процесс. Учебный процесс в таких условиях тесно сочетался с психотерапевтической и лечебно-педагогической работой.

Однако программа обучения в группах отличалась от программы массовой школы. Ряд предметов не преподавался, да и оснащение классов было явно недостаточным.